Яковенко Л.А.

Загадка от Н.М.Пржевальского, или ВСЕ ПЕРВЫЕ ПАРОХОДЫ НА АМУРЕ
(Опыт фундаментального исследования с неcтандартным изложением)

Содержание
Аннотация
Сокращения и аббревиатуры
Фрагменты из Введения
Глава IX. Загадка парохода "Казак Уссурийский"
Фрагменты глав VII и VIII, относящиеся к главе IX
Приложение 13. Пароходы, повторно носившие названия "Сунгача" и "Шилка"
Приложение 14. Пароходы Амурско-Уссурийской казачьей флотилии специальной постройки
Источники и литература
Макет содержания ко всей разработке

Глава VII."КАЗЕННЫЕ" ПАРОХОДЫ РЕКОРДНОГО НА АМУРЕ 1862 ГОДА

[Фрагмент, относящийся к главе IX]

     Морское ведомство в 1862 году также "постаралось" и сдало два паровых судна из намеченных 4-х: введены в строй были пароход "Шилка"/2/ и п/к "Пальво", а намеченные к сдаче новые пароходы "Сунгача"/1/ и "Уссури"/1/, доставленные в сентябре 1862 года, были отложены до весны следующего года: спускать их в предверии ледостава не имело смысла.

Глава VIII. "КАЗЕННЫЕ" ПАРОХОДЫ СБОРКИ 1863 ГОДА

[Фрагменты, относящиеся к главе IX]

     В 1863 году на Амуре были собраны еще 3 "казенных" парохода: два для Морского ведомства - "Уссури"/1/ и "Сунгача"/1/, и один для Телеграфного ведомства, ....
     Рассмотрев историю парохода "Телеграф", введенного в 1863 году (хотя И.И.Черников утверждает, что он был спущен 14.5.1862 [Черников, 2007,с.423], что не подтверждается нашими данными), перейдем теперь к двум другим "казенным" пароходам, также собранным на Амуре в 1863 году, теперь - для Морского ведомства, "Уссури"/1/ и "Сунгача"/1/, однотипным между собой.
     Оба "систер-шипа" были заказаны в 1859 году еще не Морским, а Военным ведомством по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н.Муравьева-Амурского за счет военного кредита в 540,8 тыс. рублей, в составе группы из 6-ти речных пароходов [Ирк.губ.вед., 1860,№5(30 января),Неоф.ч.,с.31] в Гамбурге (2 парохода типа "Сунгача" и 4 - типа "Зея"), на общую сумму для всех 6-ти пароходов - 137,06 тыс. рублей [МСб,1860,№4,Неоф.ч.,с.447]. Далее, очевидно, Военное ведомство передало их Морскому, так как окончательный контракт с гамбургской фирмой "Годефруа, Сын, Бейт и К°" от 27.4.1861 на постройку их, а с ними и 2-х барж, на общую сумму 58,6 тыс. рублей "за 4 киля" был заключен уже Морским ведомством [Отч.Кор.деп.МВ, 1861/1862,с.82;прил.10,с.6]. Постройку их именно у фирмы Годефруа подтверждает и С.П.Моисеев, причем он указывает, что оба парохода, "Уссури"/1/ и "Сунгача"/1/ были зачислены в Российский императорский флот 10.4.1861 [Моисеев,с.402]: не только задолго до их окончания заводом, но еще и до заключения контракта на их постройку (правда, не исключено, что уазанный контракт являлся вторичным, а более ранние были заключены Военным ведомством).
     Оба они должны были быть закончены в конце 1862 года и отправлены в Россию в разобраном виде на транспорте Сибирской флотилии МВ "Гиляк" и зафрахтованном МВ судне "Эмма", со сроком сдачи заводом - 19.11.1862 [Отч.Кор.деп.МВ,1861/1862,с.236;прил.1,с.154], но фактически завод свой план перевыполнил и сдал их досрочно: они были доставлены на Дальний Восток тем же транспортом "Гиляк" [ПК-МВ-1862,с.18,54] уже в сентябре 1862 года [Отч.Кор.деп.МВ,1862/1863,с.92;прил.1,с.176], начаты сборкой в Николаевске(-на-Амуре) с осени того же года [МСб, 1862,№5,Оф.ч.,с.145-155], а названия и зачисление по довольствию в IV ранг судов Морского ведомства получили еще раньше, циркуляром Инспекторского департамента МВ №104 от 14.12.1861 [МСб,1862,№2, приказы,с.43]. За зиму 1962/63 года оба парохода были собраны в мастерских Николаевского военного порта и, после ледохода, спущены в воды Амура: "Сунгача"/1/, как головной, 11.5.1863, а "Уссури"/1/ - 15.5.1863 [Отч.Кор.деп.МВ,1864/1865,прил.1,с.224].
     Оба спущенных парохода были буксирно-пассажирского типа, железные, двухколесные, с паровой двухцилиндровой машиной высокого давления мощностью 40 н.с./120 и.л.с., с главными размерениями 32,2нб/28,9гвл х 7,9/4,1 х 1,1 м [РГВИА,ВУА-1-29651,л.85+], грузоподъемностью по 1,4 тыс.пудов (23 т), со скоростью до 12 верст/час (6,5 узлов), пассажировместимость по классам - 8 (II) и 20 (III) человек [Отч.ТАП за 1878/79]. В навигацию 1863 года они плавали преимущественно по р. Уссури и извилистой р. Сунгаче, где оказались очень удобными ввиду своей малой длины и хорошей поворотливости, развозя грузы для Амурских (будущих, с 1889 г. Уссурийских) казаков и переселенцев, и пассажиров из того же контингента [МСб,1864,№9,Оф.ч.,с.348,388,398], а в 1864 году плавали уже почти по всему Амуру, от Николаевска до Благовещенска [Отч.Инсп.деп.МВ,1864/1865,с.45,49], пройдя зимний ремонт в тех же николаевских мастерских и получая все виды снабжения от Сибирской флотилии [Отч.Кор.деп.МВ,1864/1865,с.134,145]; плавали успешно, если не считать утопленной по вине п/х "Уссури"/1/ деревянной баржи [Совр. летоп./Пр.к Мос.вед.,1864,№19].
     Далее долгие истории каждого из этих двух пароходов, со многими переименованиями, сменами судовладельцев и другими разнообразиями - будут рассматриваться по отдельности, сначала - парохода "Уссури"/1/, затем - "Сунгача"/1/, необычная "биография" которого будет продолжена и в следующей главе. ...
     Переходим теперь к продолжению истории однотипного с пароходом "Уссури"/1/... второго парохода этой серии, "Сунгача"/1/, прерванной в рассмотрении на рубеже 1863/64 гг.
     В 1864 году, когда п/х "Уссури"/1/ совершал свой исторический экспедиционный рейс по Сунгари, его "систер-шип" успешно плавал с "казенными" грузами и войсками по Амуру и Уссури [МСб,1865,№7,Оф.ч., с.98]; 30.8.1864 командир парохода "Сунгача"/1/ кап.-лейт. И.Колзаков 2-й был награжден орденом [МСб,1864,№10,Приказы,с.40], что отметили и сибирские газеты [Сиб.вестн.(Ирк.),1864,№9(23 октября)].
     Положением о Сибирской флотилии, объвленным в приказе по флоту МВ №143 от 23.10.1865, пароход "Сунгача"/1/, как и "Уссури"/1/, был подтвержден во флотилии со штатом в 20 человек: 2 офицера и 18 "нижних чинов" [МСб,1865,№12,Приказы,с.100,110-112]; по отчетам Инспекторского [Отч.Инсп.д.,1864/65,с.45,49] и Кораблестроительного департаментов МВ за 1864 г. [Отч.Кор.д.,1864/65, с.134,145; прил.1, с.224] он плавал от Николаевска(-на-Амуре) до Благовещенска, имел 2 штатных малокалиберных орудия; в зиму 1864/65 г. прошел текущий ремонт на плесе [МСб,1865,№10,Неоф.ч.,с.263,317]. В 1865 году он вместе с пароходом "Уссури"/1/ поступил в распоряжение Военного ведомства, выполнял войсковые перевозки по пограничным рекам Уссури, Сунгаче и озеру Ханка [Вост.Пом.(Н/А),1865,№15(11 сентября),№17 (28 сентября),№18(2 октября),№21(23 октября)], то же и в 1866 году [РГВИА-1859-2-243,л.383-об.], упомянут во всех "Памятных книжках" МВ за 1864-1872 гг. [ПК-МВ-...: 1864,с.53; 1865,с.56; 1866,с.18,54; 1867,с.18,56; 1868,с.18,56; 1869,с.16,54; 1871,с.16,58; 1872,с.16,58] с местом постройки - Гамбург.
     В 1865 году п/х "Сунгача"/1/ плавал не только в бассейне реки Уссури, но и вновь на дальних рейсах от Николаевска(-на-Амуре) до Благовещенска [МСб,1866,№8,Оф.ч.,с.49], снабжался по линии Кораблестроительного департамента МВ [МСб,1866,№11,отч.Кор.деп., с.41]; в 1867 году он был вновь назначен обслуживать "посторонние" (для МВ) ведомства [МСб,1867,№4,Мор.хр.,с.9,15)],тогда же его капитан Л.Татаринов был награжден орденом [МСб,1867,№6,Приказы,с.6]. В 1868 году он плавал по программе Сибирской флотилии и для ее надобностей [МСб,1868,№5,Мор.хр.,с.4], а также участвовал, вместе с пароходом "Константин", во внеплановых мероприятиях - операциях "по подавлению беспорядков среди китайских манз" (поселенцев) на р. Уссури [Никол. вестн.(ЧМ),1868,№27(9 апреля),№88(11 ноября)]. Временным положением об Амурском флотском экипаже, объявленным в приказе по флоту МВ №46 от 22.4.1868, шатат "нижних чинов" парохода "Сунгача"/1/ был подтвержден прежним - 18 человек [МСб,1868,№6,Приказы,с.10-12].
     Во время кампаний 1870 года [МСб,1870,№5,Мор.хр.,с.5] и 1871 года [МСб,1871,№4,Мор.хр.,с.8] пароход "Сунгача"/1/ вновь откомандировывался в распоряжение "посторонних ведомств", то есть линейных батальонов и казаков Амурского войска. 1871 год был последним его службы в Сибирской флотилии, а с навигации 1872 г. п/х "Сунгача"/1/, вместе с однотипным "Уссури"/1/ и 7-ю другими пароходами МВ (см.выше) был передан во вновь учрежденное Товарищество Амурского пароходства (ТАП), выбыл из Сибирской флотилии [Венюков М.И.,1873,с.93-94] и сменил флаг с Андреевского на Русский коммерческий [Яковенко,1986,с.48, рис.29], называемый ныне (нынешними власовцами, окопавшимися на радио и телевидении) только по импортному - "триколором". Находясь в составе ТАПа, "Сунгача"/1/ в мае 1872 года, уже не как военный, а как коммерческий пароход перевозил вице-адмирала К.Н.Посьета со свитой от оз. Ханка до г.Хабаровки [МСб,1873,№8,Мор.хр.,с.27]. Приказом по флоту Морского ведомства №139 от 4.11.1872 он "задним числом", в группе из 9-ти речных пароходов и 3-х барж Сибирской флотилии, был официально передан в ТАП и исключен из списков флота МВ [МСб,1872, №12,Приказы,с.13].
     В собственности ТАПа п/х "Сунгача"/1/ находился 23 года - с начала навигации 1872 и по июль 1895 года; упомянут во всех отчетах правления ТАПа, начиная с первого "газетного" отчета за 1872-73 гг [Отч.72-73/ Моск.вед.,1874,№137(2 июня)], далее в списке позывных сигналов судов Русского флота издания 1873 года [Сп.позывных...1873,с.11], в публикационном списке пароходов ТАП 1874 [Сибирь(Ирк.),1874,№37(13 марта),с.1] и архивном 1875 гг. [РГВИА-400-1-413,лл.4,4-об,5,10], далее в издаваемых отдельными брошюрами "Отчетах правления ТАП", начиная с сохранившегося отчета за 1878 год и заканчивая отчетом за 1895-96 гг. [Отч.ТАП, 1878/79 - 1895-96/98]. Параллельно с ними он упомянут в уникальной инициативной переписи И.В.Багашева 1881 года [Багашев,1881], в военной переписи 1883 года, где указан также основной район его плаваний - р. Уссури с притоками и оз. Ханка [РГВИА-400-24-728,л.23-б], в переписи В.Татаринова 1884 года, опубликованной в "Морском сборнике" [МСб,1885,№6,Неоф.ч.,с.86,94], где районом его плавания тоже названа река Уссури и пока еще правильно указано место его постройки - г. Гамбург; далее он учтен в переписи 1889 года, выполненной капитаном Нордстремом и опубликованной в журнале "Русске судоходство" в 1890 г. [Русс.суд.,1890,№126,с.14], в которой уже неправильно указан год его постройки, 1872, вместо фактического 1862/1863; упомянут также в военной переписи 1890 года [РГВИА-1-1338,л.26-об.], и в справочнике Амурской области И.А.Соколова [Соколов,1890,с.136-138].
     Из примечательных событий "биографии" п/х "Сунгача"/1/ периода службы в ТАПе следует отметить 1873 год, когда на нем плавал "Великий князь Алексей Александрович" (ВКАА), будущий бездарный (см.главу III) "Августейший шеф" Морского ведомства, во время его путешествия по Дальнему Востоку: выйдя 10.5.1873 из Владивостока на морском пароходе Сибирской флотилии "Америка", он (со свитой) был доставлен в устье реки Суйфун; 10.5.1873, сев на речной пароход "Суйфун"/2/ (который будет рассмотрен нами в главе X, т.к. ранее также служил на Амуре), он поднялся до верховьев реки, далее путь в 125 верст проделал по суше в колесных экипажах [Кроншт.вестн.,1873,№84(20 июля),№96(17 августа)], а добравшись до берега оз. Ханка, 19.6.1873 на пристани Камень-Рыболов пересел (с той же свитой и с добавкой представителей администрации Приморского края) на "наш" пароход "Сунгача"/1/ и на п/х "Уссури"/1/, которые и доставили всех в Хабаровск [Сибирь(Ирк.), 1874,№36(6 марта),№37(13 марта)]; затем ВКАА на пароходах ТАПа отправился дальше: на новом "именном" пароходе "Великий князь Алексей" доплыл до Благовещенска, из него на "Джалинде" - до Сретенска, куда прибыл 3.7.1873, и далее по суше отбыл в Сибирь и Европейскую Россию [Там же, №28(9 января)].
     В 1880-е годы и начале 1890-х пароход "Сунгача"/1/ регулярно плавал в бассейне р. Уссури с казаками и войсками, например, в 1886 году [Вост.об.(СПб.),1887,№30(30 июля)] и в 1892 году [Владив.(Вл.), 1892,№34(23 августа)]. 30.8.1893 пароход вышел из Хабаровска в рейс до той же пристани Камень-Рыболов, теперь для встречи прибывшего через Владивосток нового генерал-губернатора Приамурского края ген.-лейт. С.М.Духовского [Д.В.(Вл.),1893,№68(8 сентября)], который затем, в 1895 году, сыграет важнейшую роль в дальнейшей судьбе самого парохода; но до этих событий п/х "Сунгача"/1/ в 1894 году совершил рейс в Николаевск(-на-Амуре) с пассажирами и "казенным" грузом [Пр. вед.1895,№67(9 апреля)], затем ушел в Благовещенск, где зазимовал, и пришел в Хабаровск с переселенцами к 11.5.1895 сразу же "за льдом", т.е. вслед за ледоходом [Там же, №72(14 мая)].
     И здесь - с июля 1895 года - наступили большие перемены в его дальнейшей судьбе.
     Но, поскольку последующая его история достаточно длинна и протекла под новым названием (и далее еще под многими другими), а также связана с некоторыми новыми "загадками", она будет рассмотрена в отдельной главе IX.
     А название "Сунгача" не исчезло в бассейне Амура - его, правда через 20 лет после исчезновения на Амуре первого названия, получил крупный двухколесный паровой катер УВП Амурского бассейна "Сунгача"/2/, 1915, мощностью 45 и.л.с. (в 1923 г.- "[Ф.Н.] Сюткин", далее вновь "Сунгача"/2/), который находился постоянно в УВП АмБ (в 1921 года - временно в Амурской флотилии) и эксплуатировался по 1956 год. Его история изложена в ПРИЛОЖЕНИИ 13.

далее

(c) 2013

На главную страницу