Яковенко Л.А.

Загадка от Н.М.Пржевальского, или ВСЕ ПЕРВЫЕ ПАРОХОДЫ НА АМУРЕ
(Опыт фундаментального исследования с неcтандартным изложением)

Содержание
Аннотация
Сокращения и аббревиатуры
Фрагменты из Введения
Глава IX. Загадка парохода "Казак Уссурийский"
Фрагменты глав VII и VIII, относящиеся к главе IX
Приложение 13. Пароходы, повторно носившие названия "Сунгача" и "Шилка"
Приложение 14. Пароходы Амурско-Уссурийской казачьей флотилии специальной постройки
Источники и литература
Макет содержания ко всей разработке

ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Пароходы, повторно носившие названия "Сунгача" и "Шилка"

[Фрагменты, относящиеся к пар.катеру "Сунгача"/2/]

     В главе VIII было рассмотрено начало истории "казенного" парохода сборки 1863 года "Сунгача"/1/, который носил это название до середины 1895 года, когда был переименован (см. главу IX)... Ниже приводится историко-техническая справка к его "однофамильцу", крупному паровому катеру "Сунгача"/2/, носившему это название в 1915 - 1956 гг. (в 1923 году кратковременно имел другое название, см.ниже).
     Одновременно, в связи с тем, что ряд историков неправомерно соединяют пароход "Казак Уссурийский" с неким мифическим пароходом "Шилка" (см. главу IX), в настоящем ПРИЛОЖЕНИИ рассмотрены истории и технические данные двух паровых амурских судов, носивших названия "Шилка"/3/ и "Шилка"/4/; при этом историко-технические данные по пароходам "Шилка"/1/ (1854-1860) и "Шилка"/2/ (1862-1868) приведены соответственно в главе I и главе VII ...
     Стальной буксирно-пассажирский двухколесный катер "Сунгача"/2/ был построен в 1913-15 гг. в Благовещенске для инспекторской службы УВП Амурского бассейна, непосредственно в мастерских МПС, в составе серии из 4-х однотипных паровых катеров (кроме него - "Биджан", "Тунгузка" и "Ульмин") мощностью по 45 и.л.с. [Смета..УВВП на 1913/12,с.110, на 1914/13,с.117, на 1915/14,с.87, на 1916/15,с.88]. В период постройки названия не имел, с 1916 г. упомянут как "Сунгача"/2/ [Благ.утро(Бл.), 1916,№216(6 октября)], вместе с названиями 3-х остальных катеров [Смета...УВВП на 1917/16,с.73]. Имел паровую машину системы "Компаунд", главные размерения - 23,2 х 7,8/3,5 х 0,6/1,3 м, скорость - до 8 узлов (15 верст/час), вмещал до 12 пассажиров при экипаже в 4 чел. и около 5 т груза [Регистр 1948, и др.].
     В 1918 году он был захвачен "белыми"; 17 мая 1919 был обстрелян и остановлен на р. Зее партизанами [ДВ-обозр.(Вл.)1919,№79(8 июня), №82(13 июня)], затем отпущен вместе с раненым капитаном [Ам.лиман (Н/А),1919,№1194(7 сентября)]; по воспоминаниям А.Атавина, в августе 1919 года на Шилке он находился уже в распоряжении "красных" [Ам. водник(Х.),1957,№64(28 мая)]. В 1920 году, в период ДВР, плавал всю навигацию, начав ее 28 апреля и базируясь на "красный" Благовещенск, как инспекторский катер судоходного надзора [Ам.правда(Бл.),1920,№67 (29 апреля),№86(26 мая),№116(30 июня),№138(27 июля)]; в следующем году п/к "Сунгача"/2/ был мобилизован Народно-революционной армией ДВР и 16.5.1921 зачислен в новую (2-го формирования) Амурскую военную флотилию в качестве посыльного судна при службе связи; в конце навигации возвращен в национализированное УВП Амурского бассейна ДВР [Бережной,1981,с.254]. В 1922 году в составе АГРП [Ам.правда(Бл.),1922, №706(28 июля)] п/к "Сунгача"/2/ работал на перевозе через Зею под Благовещенском, буксируя небольшие паромы [Волна(Бл.),1922,№70(28 июля),№74(8 августа)], начав такие рейсы с 30 июля [Своб.мысль(Бл.), 1922,№22(2 августа)], пока после аварии не был "поставлен в резерв" в начале сентября [Волна(Бл.),1922,№99(2 сентября)].
     Приказом по НКПС СССР №1683 от 4.5.1923 п/к "Сунгача"/2/ получил новое название - "Сюткин" [Вестн.пут.с.,1923,№152], в честь Федота Николаевича Сюткина, члена РСДРП/б/ с 1915 г. [Бойко-Павлов,1964, с.36; Героич.годы..,1968,с.3+], члена Амурского Совнаркома [Малышев, с.149,360], комиссара продовольствия Амурской области [Кр.Голгофа, с.5], расстрелянного белогвардейцами в Благовещенске 9.12.1918 [Шиндялов Н.А./Дальн.Восток,1972,№1,с.126].
     По неизвестным причинам название это за паровым катером не закрепилось, и уже к 1924 году он упоминается вновь как "Сунгача"/2/ [РГИАЭ-1884-2-14,л.302-об.], то же в приказах АГРП о зимовке 1924/25 г. [Бюлл.АГРП,1924,№11-12,с.65], далее в отчетах УВП АмБ за 1924 и 1925 гг. [РГИАЭ-1884-2-132,лл.42,43,53,165-об.]; произошло это, вероятно, потому что в 1924 году он был в отстое и ремонте, и о приказе НКПС, как в случаях с рядом других пароходов, не заменив своевременно бортовой надписи, забыли. (В середине 20-х годов на Амуре упразднили многие переименования пароходов, данные в ДВР в память погибших в 1918-22 гг. меньшевиков или беспартийных, такие как "Михаил Чивозерцев", "К.Веникин", "Николай Свердлов", "[В].Безденежных" и другие, но название "Сюткин" к этой группе явно не относилось, а имя Ф.Н.Сюткина продолжало упоминаться в газетах [Ам.правда(Бл.),1927,№2080(12 марта)] по-прежнему)*.
     К 1926 году п/к "Сунгача"/2/ был дооборудован в "обстановочный" катер и работал, расставляя бакены и вехи, на плесе от Благовещенска до Сретенска [Ам.правда(Бл.),1926,№1786(21 марта),№1833(18 мая)], ремонт 1927/28 г. прошел в Сретенске, в "Затоне им.товарища Самарина" (бывший "Муравьевский затон") [ТОЗ(Х.),1928,№35(10 февраля)]; в зиму 1928/29 года также отстаивался в Сретенске и вышел расставлять судоходную обстановку в конце апреля [Вост.Заб.(Срет.),1929,№69(1 мая)]. Далее сведения о нем отрывочны, но в целом непрерывны: в навигацию 1933 года механиком его был Михайлов [Ам.водник(Х.),1933,№65(5 марта)]; на навигацию 1936 года п/к "Сунгача"/2/ был назначен в изыскательскую партию, в августе был вынужден сменить колосники [Погр.в.(Х.),1936, №49(7 мая),№79(3 августа)]; продолжая состоять в том же Амурском бассейновом управлении пути (быв.УВП АмБ), он потерпел серьезную аварию и 22.6.1937 затонул на Шилке; хотя был поднят за три дня [Погр.вод.(Х.),1937,№102(3 августа)], можно представить, сколько людей, причастных (и не причастных) к этой аварии пострадало тогда из-за нее, в разгар "ежовщины".
     В зиму 1937/38 г. он проходил обычный ремонт в Благовещенске, далее плавал, но в конце июня был выведен из эксплуатации и поставлен в капитальный ремонт в том же "Самаринском затоне" в Сретенске [Больш. Ам.(Бл.),1938,№21(14 февраля),№84(30 июня)]. Далее по периоду 1939-1946 гг. материалов о нем не выявлено, но он продолжал службу в УВП АмБ, так как числится в нем исправным по переписи МРФ на 15.5. 1947 с тем же названием "Сунгача"/2/ и с теми же основными учетными данными - 1915 года постройки, мощностью 45 и.л.с. [РГИАЭ-9469-6-547, л.36]; то же по переписи 1948 г [Архив Реч.Рег.,1948].
     В 1949 году п/к "Сунгача"/2/, несмотря на свое название, плавал в основном по Шилке и Верхнему Амуру [Речник Ам.(Хаб.),1949,№105(27 сентября)], зимний ремонт 1950/51 г. вновь проходил в "Самаринском затоне" [Речник Ам.(Хаб.),1951,№18(10 февраля),№19(13 февраля), №27(3 марта)]; по-прежнему состоял в УВП АмБ, плавал каждую навигацию от апреля до октября; капитаном его в 1953 году был Чумаченко [Речник Ам.(Хаб.),1953,№57(12 мая),№93(4 августа)]; в зиму 1954/55 г. он вновь проходил ремонт в Сретенске, сдан был из него к началу мая [Ам. водник(Хаб.),1955,№23(22 февраля),№36(24 марта),№58(17 мая)]. Последним годом, в течении которого он упоминался в эксплуатационном состоянии, является 1956, когда он находился в ремонте, из которого был сдан довольно поздно - к 26 июня; принадлежал все тому же УВП АмБ [Ам.водник(Хаб.),1956,№15(2 февраля),№78(26 июня)]; а в следующем 1957 году п/к "Сунгача"/2/ упоминается уже только в прошедшем времени, как активный участник Гражданской войны на Шилке в 1919 году, находившийся тогда у "красных" партизан [Ам.водник(Хаб.),1957,№64 (25 мая)]. Дальнейших сведений о его плаваниях после 1956 года не выявлено - вероятно, обстановочный паровой катер был списан по износу, прослужив свыше 40 лет.
* Вторая волна идеологической "чистки" советских названий пароходов на Амуре прокатилась в годы сталинского "великого перелома" 1927-29 гг., когда были упразднены названия, данные по политическим деятелям "левого" и "правого" уклонов, работавшим в свое время вместе с В.И.Лениным - "Лев Троцкий", "Зиновьев", "Леонид Серебряков"/2/, "Иоффе"/2/, несколько позже -"[Лев] Каменев", "Томский"/2/ и другие. Третья волна относится к периоду сталинского "большого террора" 1937-38 гг., и в это время, как правило, изъятие названия парохода означало уже арест, а затем и свершившееся физическое уничтожение военного, партийно-политичского или хозяйственного деятеля, именем которого ранее был назван пароход, а теперь оказавшегося "врагом народа"; в этот мрачный период на Амуре исчезли такие названия старых пароходов, как "Рыков", "Блюхер", "Уборевич"/2/, "Нацаренус", "Кубяк", "Раскольников", "Серебровский", а также пароходов, названных по деятелям водного транспорта - "Н.Янсон", "Павел Бовин", "Ищенко", "Ачканов", "А.Чевердин", и новых, только что построенных пароходов "Косарев", "Постышев", "Дерибас", "Крутов", "Лаврентьв", "Н.Пахомов" и др., а в апреле 1939 г. исчезло и название парохода, возникшее в 1937 году "в честь" наиболее жестокого из сталинских палачей, оказавшегося затем слишком "исполнительным": новый амурский пароход "Н.Ежов", подобно многим в других речных бассейнах, был переименован "серийно" - в "Коккинаки". Четвертая волна переименований пришла уже в хрущевский период, когда после успешной борьбы "с антипартийной группой" в 1957 г. были упразднены такие названия, как "Молотов"/2/, "Л.Каганович", позднее - "Ворошилов" и "Ворошиловск", а затем после XXII съезда КПСС и постановления о выносе тела Сталина из Мавзолея на рубеже 1961/62 г. были срочно переименованы все пароходы, связанные с его именем - "Сталинград"/1/, "Сталинабад" и т.п., и если "главный" в этом смысле, пассажирский теплоход "Сталин" (быв. п/х "Люкс", 1913, см.ПРИЛОЖ.14) не был переименован, то потому только, что с навигации 1962 года он был выведен из эксплуатации по плохому техническому состоянию.

далее

(c) 2013

На главную страницу